КОДСЕРДОБСКА КОДСЕРДОБСКА

Почему школьники и студенты не знают историю?

История не прощает небрежности, равнодушия. Прошлое наказывает за невыученные уроки. Но ведь сегодня в России многие представители молодого поколения не знают своих корней, того, что происходит в мире.

В 90-е годы на волне движения за деидеологизацию истории развернулась дискредитация советского прошлого. Эта ситуация отразилась и на содержании курса «История» в вузах и школах. Привела к фатальной дезориентации молодого поколения, уже готового поверить, что ответственность за развязывание Второй мировой войны лежит на СССР.

Время неопределенности закончилось. Болонская система образования «ушла» из России. Один из результатов — изменение подхода к преподаванию истории в вузах: с сентября 2023 года студенты вузов, причем как истфаков, так и всех неисторических специальностей, будут изучать обновленный курс российской истории. Главное в изменениях — значительное увеличение часов контактной работы (бесед, консультаций, интерактивных форм проведения занятий), что должно способствовать формированию критического мышления, навыков аналитического разбора источников, возможности объективной оценки происходившего и, что немаловажно, формированию у молодого поколения активной гражданской позиции.

Часы на историю

Документ устанавливает хронологические рамки курса — от появления человека на территории современной России до событий 2022 года — и предписывает рассматривать историю страны не изолированно, а в общем контексте мировых событий. Особое внимание уделяется истории российской государственности.

Все вузы до начала нового учебного года обязаны внести соответствующие изменения в учебные планы и содержание рабочих программ.
Дисциплина «История России» будет читаться в течение 1-го и 2-го семестров. Общий объем учебной нагрузки —144 часа.

— Что важно, — объясняет декан историко-филологического факультета ПГУ Ольга Сухова, — увеличение объема лекционной нагрузки не должно стать трансляцией общеизвестного материала, который студент может найти в Интернете или в учебнике. Как мне кажется, результат будет только благодаря изменению подхода к отбору содержания материала и внедрению интерактивных технологий.

А что же в школе?

— Пока изменения коснулись только высшей школы, — говорит Ольга Александровна. — Хотя я и многие мои коллеги считаем, что изменения нужно вводить и в школах, и в средних специальных учебных заведениях. В этом году мы в своем вузе провели тестирование студентов-первокурсников, чтобы определить, с какими знаниями по истории они к нам пришли. Результаты тестирования оказались очень тревожными: уровень «входных» знаний обучающихся совершенно не соответствует требованиям вуза.

Уже несколько лет на федеральном уровне говорят о необходимости унификации содержания исторического образования и обеспечения возможности доступа к цифровым технологиям в сфере обучения истории для всей страны. Этого требуют и современные ФГОС, по которым выпускники школ сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Выпускники пензенских школ, а их в этом году 5 тысяч, уже определились, какие предметы будут сдавать на ЕГЭ. Лишь 19 процентов выбрали для сдачи историю, тогда как обществознание (близкий по духу и по структуре предмет) — 49 процентов. Почему?

DSC_0153.JPG

Эксперты отмечают: вопросы по истории с каждым годом становятся сложнее, приближаясь к олимпиадным заданиям. В ответах становится важным мнение самого абитуриента, его умение оперировать информацией. В истории мало заучить даты, нужно понимать глубинные процессы, причинно-следственные связи того или иного события, уметь анализировать.

— По моим наблюдениям, историю для сдачи ЕГЭ выбирают все реже. С одной стороны, проблема упирается в качество преподавания, а с другой — свои плоды приносят цифровизация общества, гаджеты и очень быстрый доступ к любой информации. В предмете очень много фактического материала, современной молодежи все труднее его запоминать. Молодые люди привыкли, что любую информацию, будь то дата или биография, можно за секунды найти в Интернете. В сознании происходят необратимые изменения: раз есть быстрый доступ к информации, не тренируется память, нет цели запомнить. И я замечаю это даже у тех студентов, для которых история — профильная дисциплина. Это не плохо, это тенденция времени.

Нужны молодые и креативные

Вот поэтому на первый план выходит потребность в молодых и креативных педагогах. Увлечь — главная задача любого преподавателя. Но в случае с преподаванием истории это может быть задачей первостепенной важности, потому что историю можно преподать либо очень скучно, либо очень интересно.

Если преподаватель из урока в урок будет говорить: «Открываем учебник и читаем параграф» — мало того, что историю знать никто не будет, ее и любить никто не будет, потому что это скучно.

— История — это же человеческая жизнь. В зависимости от возраста и задач ее можно рассказывать как сказку, а можно постараться объяснить причинно-следственные связи исторических событий. Кроме того, сейчас у преподавателя масса технических возможностей для привлечения визуальных материалов, которые облегчают и углубляют восприятие. Можно и презентацию сделать, и фрагмент из фильма показать, — говорит Ольга Сухова.

К сожалению, с учителями истории так же, как и с многими другими педагогами, есть проблемы.

— Преподаватели с предельным стажем работы уходят на пенсию, а молодежь им на смену не спешит. Бюджетных мест в вузах на педагогические профили подготовки выделяется явно недостаточно. Да и учительская зарплата, к сожалению, пока не позволяет уверенно смотреть в будущее. Плюс бумажная и психологическая нагрузка. Многие, проработав 2 — 3 года, не выдерживают и уходят, — продолжает Ольга Сухова.

В предшествовавшие десятилетия в российских школах существенно сократились часы учебной нагрузки по истории. Сейчас ситуация немного меняется. Так, в Пензенской области в школу вновь вернули краеведение, хотя бы на уровне факультативных занятий.

Приведет ли новая концепция преподавания к тому, что студенты лучше будут знать историю, — покажет время. Но очевидно, она создает условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, что является одной из приоритетных целей национального проекта «Образование», инициированного президентом РФ В.В. Путиным.

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Реклама на 84167.RU

0
82
+3
КОДСЕРДОБСКА

КОДСЕРДОБСКА

Актуальные новости от первых лиц и из официальных источников.

Российские школьники начнут учить африканские языки
Директор Института стран Азии и Африки Московского
К пензенским школьникам прилетела редкая хищная птица
Работники лицея № 55 обнаружили длиннохвостую неясыть на
Школьники Сердобского района примут участие в учебных сборах в УМЦ «Авангард»
В целях осуществления допризывной подготовки граждан
Школьники Бековского района не всегда узнают своих директоров
«Если вам кажется, что после обеда Вячеслав Васильевич
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Сайт предназначен для возростной категории пользователей 18+ Вы соглашаетесь, что соответствуете указанному возросту